Тухлячок не желаете?

11 апреля 2011
На днях смотрел очередную программу о защите прав потребителей. Картина везде одна и та же: покупка просроченного товара  - попытка вернуть деньги или заменить товар (сопровождающаяся как правило грубым "отправлением" несчастного покупателя куда подальше) - письмо в передачу - посещение обманутым покупателем магазина вместе со съемочной группой - торжественный возврат администрацией магазина 50 рублей за просроченное молоко и клятвенные заверения под камеры проверить все товары на свежесть.

До боли знакомая картина. Очевидно, что в существующих условиях потребитель вынужден самостоятельно защищать себя от просроченных товаров, выискивая на прилавках продукты с нормальным сроком годности. Даже провел мини-опрос среди знакомых женщин-хозяек: на какие характеристики товара обращаете внимание в первую очередь?
Первое -  цена (что не удивительно), а вот второе - не просрочен ли товар! Получается, приходя в магазин, мы априори полагаем и принимаем то, что нам могут продать тухляк, и выискиваем среди сотен товаров тот, у которого не истек срок годности.
При этом, например, в Европе не покупатель должен выискивать на прилавках продукты, пригодные к употреблению, а работники магазина сами обязаны следить, чтобы в ассортименте не было просроченных товаров. При обнаружении просроченной продукции на владельца магазина в европейских странах налагается солидный штраф. Так, в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро. Схожие штрафы применяются в ОАЭ (25 тыс. евро) и в Турции. 
Кроме того, в  Евросоюзе, где  бизнесмены, как и у нас сейчас, работают в системе  добровольной сертификации товаров, недобросовестные предприниматели, в случае обнаружения факта продажи просроченных продуктов, рискуют потерять бизнес. Если в магазине будет обнаружен просроченный товар, то этот магазин будет закрыт, а его владельцу запретят открывать магазины, в которых будут продаваться пищевые продукты, то есть вводится так называемый запрет на профессию.
У нас же санкции к недобросовестным продавцам применяют только после того, как потребитель дома обнаружит, что колбаса тухлая и пройдет все круги ада, пытаясь вернуть деньги и привлечь продавца к ответственности.
Между тем, сегодня, по данным Роспотребнадзора (призванного кстати бороться с распространением некачественного товара) около 50% реализуемых на территории нашей страны продукции не соответствует нормам безопасности и качества. «Ростест» предполагает, что таких товаров порядка 60-80%.
В последнее время появляются рынки просроченных продуктов, где людям предлагают товары, заведомо представляющие угрозу жизни и здоровью.  Зато - существенная скидка на товар, и покупателей там, к сожалению, очень много. Дикость. Огромные рынки под носом у проверяющих структур.
С другой стороны, что им бояться?
Максимальный штраф для компании, которая продает нам просроченные, опасные для здоровья продукты питания и бытовую химию –50 тысяч рублей. Очевидно, что эта сумму не является сдерживающим фактором для продавцов, получающих сверхприбыли от продажи откровенно тухлых продуктов. Кроме того, законодательство не предусматривает обязательную конфискацию испорченных продуктов питания, а это значит, что, заплатив максимум 50 тысяч рублей, магазин может спокойно продолжить продавать просроченные товары.
Для меня очевидно, что для воспрепятствования потоку некондиционной продукции на российском рынке необходимо начать с ужесточения санкций за реализацию таковой. Сдерживающим фактором может стать многократное увеличение штрафов и введение обязательной конфискации некачественного товара. В связи с этим, я предлагаю увеличить штрафы за продажу товаров ненадлежащего качества, включая продажу товаров без сертификатов или декларации о соответствии, для юридических лиц до 700 тысяч рублей и ввести обязательную конфискацию некачественного товара. Причем, считаю, что ответственность должна наступать за сам факт нахождения такого товара на прилавке, а не с момента покупки товара.
Уже начал работать над соответствующим законопроектом. Буду рад свежим идеям и конструктивным предложениям.

 

Комментариев: 14

здравствуйте, Антон. у меня не предложение, а просто "крик души". сегодня съездила с бабушкой мужа на рынок за продуктами (на машине, чтобы продукты довезти). теперь пребываю в шоке. ездили на рынок на Котляковском переулке, называется "ЗАО Москворечье". там продают просроченные товары (мясо, молочку, рыбу, крупы). такое я видела в первый раз, а по словам бабушки, она закупается на этом рынке вот уже 7 лет!!!!! просроченные йогурты, молоко, консервы, это же ужас!!!!!! в связи с этим возникают вопросы: - почему у наших пенсионеров такие низкие пенсии, что они вынуждены покупать продукты в подобных местах, подвергая риску свою жизнь и здоровье? - кто "крышует" эти предприятия? ни за что не поверю, что об этом до сих пор не знают соответсвующие органы. - почему во всем районе Царицыно нет ни одног магазина типа "Пятерочка", где продукты стоят дешевле и есть скидки для пенсионеров. и бедные пенсионеры вынуждены травится откровенным просроком? это же просто издевательство над людьми!!!!!! очень поддерживаю Ваши инициативу по борьбе с этим безобразием!!! если смогу чем-то Вам помочь в этом, пишите

Отвечает Антон Беляков:

Здравствуйте Анна!

Спасибо Вам за то, чт нашли возможноть донести до меня эту информацию. Я в ближайшее время направлю запрос в контролирующие органы с требованием провести проверку (фактическую, а не на бумаге, как у нас любят делать) тех фактов, которые Вы указали. Спасибо Вам

Светлана пишет:

Здравствуйте Антон! У нас в городе Уссурийске тоже есть места где продают откровенный тухляк. так у нас на базе, куда привозят просроченные мясные изделия, продают колбасу с плесенью по 90 рублей за килограмм. Куда можно обратится чтоб прикрыли эту лавочку?

Вера пишет:

Светлана, обращайтесь в роспотребнадзор и в прокуратуру, что тут думать то!!

Александр пишет:

Здравствуйте Антон! Антон по моему вы являетесь инициатором ужесточения ответственности за продажу продукции с истёкшим сроком годности? Вы говорите что необходимо значительно поднять штраф для организаций и должностных лиц...Я с вами согласен в том что данная проблема есть, но с тем как вы собираетесь её решать не согласен. Необходимо сначала найти действенные пути решения этой прроблемы, а то у вас как у доктора всё начинается и заканчивается дорогим антибиотиком... Законных мер и сейчас хватает но они не работают потому что у Вас в ГК не все понятия определены правильно. С просроченной продукцией очень просто бороться, необходимо чётко определить ответственность за нахождение просроченной продукции на директоре магазина и только в случае систематического нарушения на юр. лице или ИП(владельца). Так же необходимо разграничить между просроченным товаром в торговом зале и проданным продуктом с истёкшим сроком годности. Не скрою что в последнее время (1-2 года) в компаниях начали осознавать данную проблему и руководство компании жёстко пресекает нарушения в этом направлении. Но из-за "молодости" нашего ритейла не совсем ещё до конца все поняли правила работы в универсамах. Зачастую просроченный продукт на прилавках появляется из-за того что директор пытается скрыть от компании потери по сроку годности, пытается продать залежалый товар с значительной скидкой или просто "перебивает". Но подчеркну что проблема это локальная т.е. в конкретном магазине и не во всей сети сразу и не во всех магазинах предпринимателей. И потом ещё есть проблема с некачественным товаром т.е. некачественным именно на производстве, я не могу при получении открыть каждый товар и проверить, а отвественнось почему-то несёт продавец. Было бы очень неплохо если в законе будет определено что при продаже некачетвенной продукции отвественность несёт продавец - за срок годности и условия хранения, а производитель за ненадлежащее качество при производстве. И последнее закон должен быть строгим но не дающим проверяющим органам право замучить бизнес до смерити, а то получится хотели как лучше, а получилось как всегда.

Здравствуйте, Антон. Хотела бы сказать, что в нашей стране давно пора по-серъезному взяться за продукты питания. Повысить ответственность за просроченные и некачественные продукты за продавцов и производителей. Дейтствительно, в Европе за качество и срок годности в магазинах можно не беспокоится. Более того, там смело можно есть на улице, не боясь отравиться. У них заложено в генах "не навреди" плюс к этому огромные штрафы и риск потерять бизнес. А нашим производителям и магазинам все равно, что они реализуют, они не думают о том, что плохой продукт например может съесть кто-то из их близких. На мой взгляд нам просто необходимо вернуть постоянны проверки мест производства, хранения, реализации продуктов питания, запретить почти все добавки Е, увеличить штрафы в сотни раз для недобросвестных "бизнесменов", не допускать к производству продуктов питания граждан, у которых, к примеру, местная прописка менее 10 лет(руководящих лиц и непосредственно тех, кто будет производить), ужесточить требования к производству, транспортивке, хранению, реализации продуктов для детей. А добросовестных "бизнесменов" можно поощрять, допустим снижением налоговых ставок. С нашими гражданами метод кнута и пряника очень необходим и дейтсвенен, но только в том случае, когда кнута намного больше.

Александр пишет:

Постоянные проверки контролирующих органов не выход, я знаю о чём говорю. Они проверяют только из своей собственной выгоды - побольше и почаще брать взятки. Это будет работать когда НАВЕРХУ перестанут брать откаты и постепенно дойдёт и до низов... Сейчас самый действенный метод это контроль общественных организаций. Государство не умеет работать и создавать разумные законы, сейчас уже другое отношение к проблеме некачественного товара и это результат морального роста бизнеса.

Георгий пишет:

Приветствую. Зашел недавно в Пятерочку и купил крабовые палочки. Когда начал ужинать стало понятно, что они тухлые и не первый день. Пришел, поругался, вернули деньги, немного похамили (был в офисе сотрудник помимо администратора, который вел себя не лучшим образом). В итоге, вечер испорчен, настроение отвратительное от послевкусий от товара и общения с сотрудниками магазина. А что делать? Как отстоять свои права? Кто возместит мне моральный ущерб за испорченный вечер? Действительно, штраф в нынешнем размере это копейки для такой сети как Пятерочка и иже с ними. На следующий день я как раз стал инспектором общества защиты прав потребителей. Проведя несколько проверок, я немного ужаснулся от того как во многих магазинах обстоят дела, а самое удручающее, что некоторым бизнесменам откровенно наплевать на факт выявленных нарушений и они этого даже не скрывают. Увеличение штрафов однозначно положительно повлияет на нынешнюю ситуацию. К примеру, после того как штраф за то, что не пропустил пешехода стал 1000 рублей, ситуация на пешеходных переходах заметно изменилась в лучшую сторону.

Сергей пишет:

Здравствуйте, Антон. Слишком часто стали попадаться на витринах продовольственных магазинов просроченные товары. Предлагаю сделать раздел (web-страницу на сайте), название которого - будет "что делать в случае покупки просроченной продукции", где вы, или - все зарегистрированные пользователи смогут оставлять сообщения. Интересно: что и как было сделано, для восстановления своих прав (покупателя). Интересует - практика эффективного решения данных вопросов. Возможно, вы приведёте здесь алгоритм (последовательность действий), использование которого - будет наиболее результативным. C уважением, Сергей (г.Уфа)

Мария пишет:

Добрый день, Антон. Позавчера была в одном из сети магазинов Виктория - Квартал (м. Коломенская, Судостроительная 1). Хотела приобрести йогурт Даниссимо, на полке оказалось множество просроченного на день-два-и даже неделю. В полемику с администрацией магазина вступать не решилась (у меня ребенок уже домой просилась, оставить ее не с кем - я мать-одиночка). Видела, насколько по-хамски ведет себя руководство данного магазина с покупателями. Буквально дня два назад - мои бабушка и дедушка слегли с тяжелейшими отравлениями (дедушка - сардельками, бабушка - йогуртом). Видела по телевидению массовые акции против просроченного товара, проходившие в разных крупных торговых точках. Пока не будет изменено законодательство вплоть до закрытия торговых точек, нам так и будут втюхивать тухлятину. С уважением, Мария (г. Москва)

agentus пишет:

Анна Сорокина откровенно врёт на всех форумах про бабушку - пятёрочек 4 штуки только у моего дома в царицино - не считая диксик всяких, а на рынке том есть и продукты у которых срок хранения только кончится через неделю-месяц и магазины от них избавляются , сосиски и мясо с колбасой на таком рынке нельзя покупать, а всё чтот герметично запечатано (включая даже молоко ) в 90% нормального качества а 10% отткровенно видно что испорчено и потом цена на такое раза в 3 меньше чем на лежащее рядом всего лиш с 30% скидкой и нормальное

Денис пишет:

Добрый день, Антон, была по ТВ передача о просрочке в Пятерочке, но, как ни странно, придя в данный магазин, по прежнему впихивают тухлячок. типа не заметили, что срок истек, на претензию долго извинялись предлагали вернуть деньги или обменять на нормальный товар, вопрос, что грозит такому магазину за подобные деяния?

Елена пишет:

Здравствуйте,Антон.Сегодня мой муж купил в супермаркете Квартал,который находится по адресу Приморский край,город Уссурийск,улица Горького 67,3 салата.После покупки,прийдя домой,мы стали кушать.В ходе кушанья мы обнаружили в одном из салатов фильтр от сигареты.После чего пришли в башенный ужас.все это дело естественно сфотографировал,нашли чек.как поступить дальше не знаю.

Елена пишет:

Здравствуйте,Антон.Сегодня мой муж купил в супермаркете Квартал,который находится по адресу Приморский край,город Уссурийск,улица Горького 67,3 салата.После покупки,прийдя домой,мы стали кушать.В ходе кушанья мы обнаружили в одном из салатов фильтр от сигареты.После чего пришли в башенный ужас.все это дело естественно сфотографировал,нашли чек.как поступить дальше не знаю.

 

Оставить комментарий:

Имя: *
E-mail:
Комментарий: *
Введите код, изображенный на картинке справа: *
* - данные поля обязательны для заполнения