Антон Беляков: «Необходимо вводить запреты на циничную пропаганду и беспрепятственное распространение алкоголя»
15.01.10
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга поддержало инициативу депутата Государственной Думы Антона Белякова о запрете продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в ларьках. Кроме того, Администрация города готовит свои поправки в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" с целью приравнять пиво к алкоголю. Префектура Северного округа города Москвы планирует запретить продажу пива и табака в палатках на своей территории. О перспективах начавшейся антиалкогольной кампании в стране говорим с депутатом Государственной Думы Антоном Беляковым. - Антон Владимирович, Вы – автор ключевых законодательных инициатив, направленных на ограничение доступа граждан к алкоголю. Считаете ли Вы, что запретительные меры смогут коренным образом поменять ситуацию в данной сфере? - К любой проблеме необходимо подходить комплексно. Я говорю к проблеме, потому что уверен - никто не будет отрицать, что ситуация с алкоголизацией нашего населения давно достигла критического уровня и представляет собой уже даже не проблему, а угрозу национальной безопасности. Это признают и независимые международные организации, такие как Всемирная организация здравоохранения, и высшее руководство страны, и наши граждане. Разумеется, решение любой проблемы не терпит одностороннего подхода: необходимы и запретительные меры, и поощрения, и образовательные и воспитательные программы. И это мы отчасти наблюдаем сейчас: Министерство здравоохранения и социального развития приступило к реализации программы по созданию центров здоровья и пропаганде здорового образа жизни, Президент внес эффективное предложение о продаже слабоалкогольных напитков в таре не более 0,33 л, а Всемирная организация здравоохранения делает акцент на просветительской деятельности о вреде алкоголя. Но разве будет просвещение иметь эффект, когда с экрана подростку внушают, что только пиво сделает его «своим» в любой компании и придаст легкость и радость жизни? Будет ли дорогостоящее лечение больных алкоголизмом эффективным, если в любое время суток в палатке можно купить баночку пива или коктейль "отвертку" и "северное сияние"? - Как Вы прокомментируете заявления ряда экспертов о том, что запрет рекламы пива незначительным образом скажется на снижении уровня его потребления? - А для чего тогда пивные компании вкладывают огромные деньги в рекламу своего товара, как не для увеличения объема продаж? Как говорил в свое время Генри Форд (а уж его мнение в сфере организации продаж точно можно считать авторитетным): "Реклама не играет решающей роли, она решает все". Я эту точку зрения полностью разделяю. Реклама самым прямым образом воздействует на потребление того или иного продукта и пиво не является исключением. Зависимость потребления пива от рекламы в нашей стране довольно легко прослеживается. Если взять 2006 и 2007 г.г., мы увидим, что по мере роста затрат пивоваров на рекламу происходило и неуклонное увеличение потребления этого продукта: согласно статистике за 2007 год потребление пива в России выросло на 17%, в свою очередь бюджет пивных компаний вырос с 6,3 млрд. руб. в 2006-м г. до 7,2 млрд. руб. в 2007-м.
- После внесения законопроекта о запрете рекламы пива на телевидении и радио, я неоднократно слышал мнения «экспертов» о том, что это приведет к «обнищанию» телевидения и якобы создаст невосполнимые «бреши в качестве программного продукта». Убежден, что эта позиция активно навязывается пивоваренными компаниями. Их интерес очевиден - без рекламы уровень продаж будут катастрофически падать, иначе на рекламные кампании не выделялись бы такие колоссальные бюджеты. Пивовары стараются «запугать» телекомпании тем, что с уходом рекламы последние потеряют значительные денежные средства. Однако обратимся к статистике: доля пивной рекламы на телевидении по итогам 2008 г. была на уровне 3,5% от общего объема всей телевизионной рекламы, на радио - менее 0,5%. Таким образом, реклама пива вовсе не является главным доходом телекомпаний от рекламы, а 2008 г. и вовсе стал первым годом, когда пивные компании не попали в топ-10 рекламодателей на ТВ по уровню рекламных бюджетов. На рекламу в эфире федеральных телеканалов наибольший бюджет был выделен компаниями, продающими моющие и чистящие средства. На региональным телекомпаниях наибольшее распространение получила реклама компаний розничной торговли. - Ваша инициатива о запрете продажи пива и слабоалкогольных коктейлей в палатках вызвала беспокойство среди мелких предпринимателей, которые опасаются, что это приведет к разорению их бизнеса, ведь пиво и коктейли являются самыми быстропродаваемыми товарами…. - Во-первых, я хочу развеять страхи владельцев ларьков и палаток относительно возможного разорения: когда в 2006 году был введен запрет на продажу водки в ларьках, высказывались схожие аргументы против, тем не менее, как показала практика, этот фактор не оказал существенного влияния на малых производителей, о чем свидетельствует неуменьшающееся количество палаток и ларьков. А вот кому на руку разжигание социальной напряженности в связи с возможным запретом продажи пива через палатки, так это «серым», нелегальным производителям, для которых ларьки - основной канал сбыта. Однако заботиться об их коммерческих интересах я не считаю нужным. - Не будет ли запрет на продажу пива и коктейлей в ларьках выгодным исключительно торговым сетям? - Знаете, я не раз слышал выпады критиков о том, что запрет продажи пива в палатках очень выгоден крупным сетевым магазинам. Подобные высказывания вызывают у меня только улыбку. Прибыль торговых сетей за счет огромного ассортимента товаров настолько велика, что ее возможное увеличение за счет ухода пива их ларьков колеблется на уровне статистической погрешности. - Вы внесли законопроект о приравнивании пива к алкоголю. Что включает в себя эта мера и к каким последствиям она должна привести? - В 1995 году западные пивоваренные компании весьма агрессивно вошли на российский рынок и сумели добиться исключение пива из перечня алкогольных напитков в принимаемом тогда федеральном законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Хотя по всем своим характеристикам пиво полностью попадает под определение алкогольной продукции, данное в законе.
- Вы должны понимать, что антиалкогольная кампания - это в первую очередь командные согласованные действия, инициированные руководством страны. Так что я иду по этому пути не в одиночестве. Так в марте этого года я внес законодательное предложение о многократном усилении ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним. Эта инициатива нашла поддержку среди коллег-депутатов, в результате чего коллективом автором, представляющих разные фракции Государственной Думы, был разработал и внесен совместный законопроект, вводящий жесткую, в плоть до уголовной, ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним. Согласно данному документу продажа алкоголя подросткам грозит предпринимателю приостановлением деятельности, а повторное нарушение приведет к аннулированию лицензии. Для продавцов же, неоднократная продажа алкоголя несовершеннолетним, повлечет уголовную ответственность. Эта инициатива реализуется в рамках антиалкогольной кампании, инициированной президентом Дмитрием Медведевым. - На днях Вашими коллегами-депутатами был внесен законопроект, предусматривающий покупку спиртного по паспорту с целью определения возраста покупателя. Как Вы оцениваете эффективность данной меры? - Суть законопроекта в другом - согласно документу продавцу предоставляется право требовать удостоверение личности, если он сомневается в совершеннолетии покупателя. Я считаю что эту меру можно рассматривать как дополнительную к введению крупных штрафов и уголовной ответственности за продажу алкоголя подросткам. Если продавец будет знать, что за продажу пива несовершеннолетнему ему грозит штраф в размере его зарплаты или уголовная ответственность, он несколько раз подумает прежде чем продавать алкоголь и уж точно приложит все усилия, чтобы определить возраст покупателя. -Антон Владимирович, считаете ли Вы, что на современном алкогольном рынке пиво представляет большую угрозу для здоровья потребителя, чем водка? - Ни в коем случае. В неконтролируемом количестве и пиво, и водка наносят одинаковый вред здоровью. Особенно, если мы говорим о здоровье подростков, организм которых находится в процессе формирования. Кстати биологическое созревание организма не происходит одновременно с наступлением календарного совершеннолетия, продолжается психо-эмоциональное развитие и развитие ферментативной системы организма. Вот почему я считаю эффективным разрешить продажу алкоголя только лицам, достигшим 21 года. - Данные инициативы не преследуют таких целей. Наша страна уже прошла этап "сухого закона" и вынесла из него поучительные уроки. Я не призываю к повсеместному запрету продажи алкоголя и не вижу своей задачей возвращение нашей страны в недалекие восьмидесятые годы прошлого века. Любой совершеннолетний (хотя я все же настаиваю на возрасте 21 год), дееспособный человек имеет право и свободу выбора - покупать или не покупать алкоголь. Я сам не вижу ничего плохого в том, чтобы выпить кружку пива в баре или дома. Но я против того, чтобы четырнадцатилетний подросток распивал алкоголь под окнами школы или стоя у грязного ларька, против того, чтобы подростков, отказывающихся от алкоголя, считали отставшими от жизни и не принимали в молодежные компании. Я против, что для того, чтобы перейти на Ты, подростку надо сначала выпить пива, как убеждают нас рекламные слоганы.
|
Другие новости:
В конце января сенатор Антон Беляков
внес в Государственную Думу поправки в Семейный кодекс, которые определяют
порядок урегулирования имущественных споров, возникших после разрыва отношений
в гражданском браке. Вокруг законопроекта сразу же разгорелись ожесточенные
споры. 15.02.18
|
В июне этого года я внес в Государственную Думу законопроект, устанавливающий запрет на использование онлайн-витрин для демонстрации алкогольной продукции Одновременно инициативой предлагается наказывать компании, не соблюдающие запрет на розничную продажу алкоголя дистанционным способом, серьезными административными штрафами, а за повторное нарушение привлекать сотрудников таких организаций к уголовной ответственности. 04.07.17
|