03.03.09
Социологи фонда "Общественное мнение" попытались выяснить, как часто россияне занимаются оформлением документов и сколько времени они на это тратят (данные декабря 2008).
Большинство опрошенных (71 %) считает оформление документов в нашей стране делом сложным и долгим. Самые большие сложности, по мнению 43 % участников опроса, вызывают разного рода бюрократические препоны и волокита. Вот одни из многочисленных отзывов наших соотечественников: "Слишком много справок и еще справок на справки", "Бюрократизм замучил, гоняют из кабинета в кабинет, везде требуют разные справки".
Каждый пятый опрошенный жаловался на большие очереди. Кроме того, оформление документов требует затрат денежных, на это указали 8% наших соотечественников: "Надо платить за каждую бумажку". Положение усугубляется, как заявили 5 % опрошенных, вымогательством и взяточничеством, присущим чиновникам. Россияне недовольны не только мздоимством госслужащих, но и их халатностью, безразличием, грубостью ("Сидят чиновники - ни к кому не подойти и не обратиться") и некомпетентностью ("Из-за неграмотности чиновников приходится бегать по второму кругу").
Не секрет, что в России существует практика оформления документов "в обход" установленных процедур. Большинство участников опроса (71 %) считает это явление очень распространенным в нашей стране.
Какие документы приобретаются в обход официальным инстанциям в силу желания как-то миновать чиновничью волокиту ?
Чаще всего, по мнению наших соотечественников, неофициальным путем приобретаются водительские права и талоны техосмотра (17 %).
На втором месте - оформление гражданского паспорта (11 %),
На третьем - аттестаты и дипломы об образовании и документы, удостоверяющие право собственности на квартиру, землю и другое имущество (8 %),
Далее идут документы о гражданстве, регистрации и прописке (7 %),
Далее по частоте упоминания следуют больничные листы и справки о состоянии здоровья, загранпаспорта и визы (по 5 %),
Затем, документы, связанные с оформлением пенсии, инвалидности, получением социальных льгот (4 %).
Треть опрошенных россиян терпимо относится к неофициальному оформлению документов и считает это в некоторых ситуациях допустимым.
О чиновничьей волоките говорим с Антоном Беляковым.
-Антон, если отпроситься с работы на час-другой, можно ли успеть пройти техосмотр автомобиля?
- Как автолюбитель со стажем ответственно заявляю - "нет". Сейчас «официальный» техосмотр выглядит примерно так: как минимум, час уходит на осмотр и сверку номеров в техпаспорте. Если машине более 5 лет, то осмотр может затянуться на полдня, еще три часа – на проверку документов на машину. А если где-то цифры не совпадают – сразу отправят в милицию. Там же на выяснение, не угнанная ли у вас машина, уйдет еще неделя-другая. В ГИБДД опять надо бегать от окошка к окошку и везде отстаивать дикие очереди. Таким образом, на прохождение техосмотра уходит не меньше 1-2 рабочих дней даже при хорошем раскладе.
А ещё надо учесть, что для получения талона ТО в ГИБДД нужно предоставить не только документы на машину и права, но и медицинскую справку. Последнюю можно получить честно отстояв час в очередях поликлиники, предварительно собрав справки от нарколога и психиатра по месту жительства, прихватив пару фотографий и военный билет.
Поэтому неудивительно, что большинство автолюбителей получают заветные талоны незаконно, предоставив только копии страхового полиса, свидетельства транспортного средства и заплатив "премиальные" в 100 долларов. При этом наличие автомобиля для успешного прохождения ТО необязательно. То же самое с медицинскими справками: их можно получить платно в многочисленных конторах, расположенных возле любого межрайонного регистрационно-экзаменационного отделения (МРЭО) ГИБДД прямо на месте или даже с доставкой на дом курьером.
А если говорить серьезно, то по оценкам экспертов, прохождение техосмотра - огромный многомиллиардный рынок по всей России. Специалисты подсчитали, что только по одной Москве оборот «левой очереди» на ТО в Госавтоинспекции составляет около 72 млрд .рублей в год.
- Наверное сильнее "пробок", чем при оформлении документов в ГИБДД нет….
- Сильнее может и нет, но по своему цинизму ничто не сравнится с чиновничьей волокитой при оформлении инвалидности. Как правило, все граждане, пытающиеся оформить или переоформить инвалидность себе или своим близким, сталкиваются с одной и той же проблемой - бессмысленным хождением по врачам, большинство из которых работают избирательно - по 2-3 часа в день, да и не каждый день. Присвоение соответствующей группы нетрудоспособности в большинстве случаев становится для людей, и так страдающих серьезными заболеваниями, периодом испытаний.
По подсчетам социологов, на оформление группы даже после онкологических операций требуется около 4-х месяцев(!) , и что самое несправедливое, в этот период больной не имеет право на бесплатные лекарства, оплачивать которые самостоятельно под час просто невозможно. Часто на оформление инвалидности уходит до года, причём, этот год - решающий с точки зрения здоровья пациента.
Законами регулируется только общий порядок получения инвалидности; естественно, что часы работы врачей, которые занимаются этим вопросом, настроение заведующей, которая почему-то закончила приём на час раньше, нигде прописать нельзя. Вместе с тем, законодательство можно корректировать таким образом, чтобы не образовывалось такой временной разницы между моментом подачи заявления потенциальным инвалидом в соответствующие органы о признании его нетрудоспособности и принятием специалистами окончательного решения, и за счёт этого ограничить возможности чиновничьей волокиты хотя бы временными рамками.
- Разве государство не пытается бороться с волокитой? Например, принцип "одного окна" при постановке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на учет в налоговых инспекциях призван сократить ненужное "бегание" от одного окошка к другому.
- Принцип «одного окна», который налоговая служба преподносит как панацею от чиновничьей волокиты, поворачивается к гражданам своей обратной, неприглядной стороной. Очереди к пресловутому окну стали непременным атрибутом налоговых.
Эмпирическим путем удалось выяснить, что инспекторы тратят на прием одного посетителя не меньше 30–40 минут, поэтому в течение рабочего дня процедуру постановки на учет успевает пройти чуть больше десятка человек. Остальные вынуждены приходить снова и снова. Нередко в коридорах налоговых люди проводят неделю. Если говорить о московских налоговых инспекциях, то достаточно подойти к любой из них в районе 4-х утра, чтобы убедиться, что люди занимают очередь за несколько часов до начала работы инспекции. Во многих инспекциях процветает бизнес по продаже мест в очереди, так называемый "номерной бизнес", когда отчаявшимся гражданам предлагают сменить их трехсотый номер на, скажем, 5-й за приемлемую цену. Стоимость этой услуги зависит от приобретаемого порядкового номера: чем выше он в списке, тем дороже.
Справедливости ради надо сказать, что с этой бедой чиновники по-своему борются. К примеру, в столичной МИФНС № 46, выполняющей функции единого регистрационного центра, действует система электронной очереди. Гражданам, которые приходят в эту налоговую, выдается талон с порядковым номером в очереди. На электронном табло отражается, посетителя под каким номером в настоящее время обслуживает инспектор в окне. Все, казалось бы, хорошо, только на практике приводит к еще большей волоките: номер, определяющий очередность, можно получить в одном из автоматов, вот только дело осложняется тем, что работают из них только один или два. Кроме того, по словам посетителей, получить талон в автомате можно только в присутствии специалиста инспекции – он сам нажмет на соответствующую кнопку и выдаст номер, но только после тог, как налогоплательщик предъявит ему паспорт и все необходимые документы. По словам представителей инспекции, таким образом они пытаются бороться с «номерным бизнесом». Во-вторых, благодаря нововведению им даже удается сократить очередь, сразу отсеивая тех, у кого не в порядке паспорт или отсутствуют необходимые документы.
Вот только проблема как всегда в человеческом факторе - по словам очевидцев, как правило в налоговой работает только один автомат, а ответственный за выдачу "номерков" сотрудник периодически отлучается по делам, что естественно увеличивает очередь.
-Можно ли бороться с волокитой? Ведь это, по сути своей, не преступление и вообще, так ли действенны методы устрашения?
- Если говорить непосредственно о волоките (а не о взятках, создании "левых" очередей, что уже является проявлением коррупции и соответственно преступлением), то методами устрашения ее не искоренить. Можно, конечно, применять меры дисциплинарной ответственности к чиновникам, затягивающим рассмотрение того или иного вопроса, но вряд ли это изменит ситуацию.
Я убежден, что виной сложившейся ситуации являются два фактора. Первый - это уровень правовой культуры российских чиновников. Он настолько низок, что, в принципе, можно говорить о полном его отсутствии. Можно ли их в этом обвинять? Скорее нет, так как этот культурный пласт должен закладываться в человека, этому надо учить, так же, как учат другим проявлениям культуры: литературе, живописи, музыке. Уважительное отношение к закону, к своим обязанностям, понимание, что главная задача чиновника - "обслуживание" населения - вот чем должен руководствоваться человек, устраивающийся на госслужбу. С этими ощущениями человек не рождается, их необходимо прививать.
И второй фактор - это низкие зарплаты госслужащих. Знаете ли вы, что официальная зарплата сотрудника ГИБДД составляет от 8 до 12 тыс. рублей. Можно ли на эти деньги выжить (я не говорю жить) и содержать семью?
Так стоит ли тогда требовать, чтобы сотрудник ГИБДД, проводящий техосмотр, проверял документы не час, а 10 минут?! Стоит ли негодовать, что в смену работает всего одна паспортистка, хотя предусмотрено 4 окошка для приема документов?
В этом направлении должна идти последовательная работа. Повышение зарплаты и повышение уровня правовой культуры чиновников - возможно не панацея, но действенный метод борьбы с волокитой.
|