06.07.17
Сенатор Антон Беляков предложил
ужесточить требования к крупнейшим интернет-агрегаторам пассажирских перевозок.
Внесенный им законопроект, который уже окрестили "антиуберовским", предполагает, в
том числе, что интернет-службы заказа такси
смогут сотрудничать только с теми перевозчиками, которые, во-первых,
имеют соответствующее разрешение, а, во-вторых, чьи водители предоставили
справку о наличии (отсутствии) судимости.
«Правовой статус интернет-агрегаторов
на законодательном уровне никак не определен, - рассказывает сенатор Беляков, - Это не только дает им
конкурентное преимущество в сравнении с другими
игроками рынка пассажирских перевозок, но и сильно снижает безопасность
оказываемых услуг. В отсутствие единого правового регулирования онлайн-сервисы
по сути работают по собственным правилам. Некоторые интернет-агрегаторы
предъявляют повышенные требования к перевозчикам-партнерам, запрашивают
дополнительные справки и проводят собеседования. А кто-то совсем не
заинтересован в формировании штата опытных водителей и едва соблюдает
действующее законодательство».
Сенатор подчеркивает, что, вопреки
информации о снижении числа нелегальных водителей такси,
статистика МВД свидетельствует о том, что безопасность пассажироперевозок на
фоне роста популярности этого вида транспорта остается очень низкой. Только в
течение января 2017-го года
правоохранительные органы несколько раз сообщали о нападении таксистов
на клиентов с целью ограбления, а также о совершении немотивированных
агрессивных действия в отношении пассажиров. К примеру, в начале этого года
столичная полиция сообщила о задержании таксиста, напавшего на своих пассажиров
и выбросившего из машины двухлетнего мальчика.
В результате падения на землю мальчик получил сотрясение мозга.
Законопроектом Антона Белякова, во-первых, устанавливается, что интернет-службы
заказа такси могут сотрудничать только с теми перевозчиками, которые имеют соответствующее разрешение, выдаваемое
уполномоченными органами субъектов РФ. Во-вторых, водители такси должны будут
предоставить справку о наличии (отсутствии) судимости. Без выполнения этих
требований заключение договора между интернет-агрегатором и перевозчиком будет
считаться недопустимым.
В обоснование своего предложения
сенатор Беляков ссылается на
международный и отечественный опыт. В частности, в штате Вирджиния с 2015 года интернет-агрегаторы Uber и Lyft
обязаны предъявлять к работающим с ними
водителям, среди прочего, следующие квалификационные требования: достижение
21-летнего возраста, отсутствие наркотической или алкогольной зависимости,
прохождение проверки на отсутствие судимости за совершение преступлений
сексуального характера или за растление малолетних. Некоторые
интернет-агрегаторы, работающие в России, уже требуют от водителей
предоставления справки о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного
преследования. Одновременно сенатор Беляков
предлагает распространить требование о предоставлении такой справки на всех
лиц, устраивающихся на работу водителем такси.
Согласно положениям внесенного
законопроекта интернет-агрегатору дополнительно вменяется обязанность сообщить
пассажиру не только сведения о транспортном средстве и его водителе, но и номер
разрешения, выданного уполномоченным органом на данное легковое такси.
Отметим, что в некоторых
зарубежных странах не только серьезно ужесточены требования к электронным
сервисам такси, но и полностью запрещена их деятельность. Например,
интернет-агрегатор Uber запрещен в
Дании, Италии, Франции, Китае, некоторых штатах Австралии и Индии.
|